Установки, ложные ассоциации и стереотипы мышления в современном обществе

  20 декабря 2017
Установки, ложные ассоциации и стереотипы мышления в современном обществе

Порой поводом для обмана служат не какие-то конкретные человеческие качества, а стереотипы мышления, различные установки и ассоциации.

Данное явление психологи относят к категории «установки», то есть устойчивого предрасположения индивида к определенной форме реагирования. Такая предрасположенность побуждает человека к деятельности и поведению в соответствии с вполне определенными формами. В результате существенно уменьшается степень неопределенности при выборе чего-либо или принятии какого-либо решения.

Например, в американской армии был проведен эксперимент. Пятерых солдат познакомили с литературой о развитии заболеваний после радиоактивного поражения. Вскоре им сообщили, что во время учений они случайно подверглись облучению, поместили их в госпиталь и стали имитировать лечение. У четверых появились симптомы, характерные для лучевой болезни. А пятый — как ни в чем не бывало. Оказывается, он не удосужился прочитать предложенную литературу и не знал, как должна протекать болезнь после радиоактивного поражения. Иными словами, у четверых была сформирована сильная установка, они четко усвоили всю картину болезни, а пятый «уберегся».

Еще один распространенный стереотип, на который ловятся люди, — это смешение понятий «после» и «вследствие». Отнюдь не всегда одно событие, происходящее после другого, является его прямым следствием. Например, если в течение недели мы за час до рассвета будем разводить костер и произносить при этом магические формулы, после чего неизменно будет следовать восход солнца, вряд ли найдутся легковерные люди, решившие, что именно наша «магия» является причиной наступления нового дня.

Еще великий Аристотель ввел в психологию понятие ассоциации, различая ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Иногда мы путаем эти понятия, чем пользуются мошенники. Два примера таких ошибочных стереотипов мышления описывает Е. Зубарев в своей книге «Милицейская академия».
Предположим, вы захотели купить золотую цепочку и, соблазнившись более низкой ценой, начинаете торговаться с солидной женщиной у входа в ювелирный магазин. Допустим, что вы не считаете себя «лохом» и предварительно навели кое-какие справки насчет проверки золота на подлинность. Вы достаете лупу и тщательно осматриваете клеймо. Оно на месте, проба вас удовлетворяет. Вы удостоверяетесь, что цепочка действительно золотая, и отсчитываете деньги. Если вам повезет, то вы будете считать так всю оставшуюся жизнь и, возможно, передадите эту иллюзию по наследству вашей любимой дочери. Но возможно и такое, что, обратив внимание на подозрительное изменение цвета украшения, вы обратитесь в ювелирный магазин, где вас будет ждать сильное разочарование. Мошенники часто впаивают золотой замок, где обычно и указывается проба, в отнюдь не золотую цепочку. У покупателя срабатывает ассоциация по смежности — «если часть цепочки, которую он проверил, золотая, то и остальная часть такая же». Увы, это бывает не всегда.
Поэтому особо тщательно просматривайте не только клеймо, но и оба звена по обе стороны от него.

Все вышеназванные случаи обмана были основаны на свойстве мышления путать ассоциацию по смежности с причинно-следственными связями. Похожий способ обмана связан с так называемым эффектом переноса, когда событие, происходящее в настоящем времени, проецируется на прошлое или будущее.



Отрывок из книги: Юрия Щербатых «Искусство обмана. Популярная энциклопедия»

Есть вопросы? Оставьте заявку и мы перезвоним